Работа в группах
Работа с текстами участников в трех группах с 10:30 до 15:00 каждый день с 23.01 по 28.01 (25.01 занятие с 10:30 до 12:00).
Мастера групп:
Сергей Лукьяненко: Научная фантастика и конструирование будущего
Мария Семенова: Фэнтези и мистика
Михаил Ланцов: Историческая, альтернативно-историческая и «попаданческая» проза
Основные лекции и семинары
23 января
"О, Великий!".
Типичные ошибки начинающего автора
Ведущий: Алексей Махров, автор 20 фантастических романов, главный редактор издательства "Яуза".
Тема семинара: Разбор типичных ошибок начинающего автора, работа автора с издательствами, подготовка письма редактору, работа с текстом.
Программа семинара
- Как подготовить письмо в издательство. Типичные ошибки новичка
- Как написать синопсис.
- Как написать аннотацию.
- Как оформить "рукопись" (файл с текстом). Как выстроить систему иерархии заголовков.
- Как общаться с редактором, чтобы не вызвать у него негативных эмоций в свой адрес.
- Важность значения тайм-лайна при подготовке к написанию текста.
- Управление массивами данных: таблицы персонажей и другие инструменты.
- Что такое "локализация" места действия и как ее оформить.
- Внутренняя логика повествования и мотивация персонажей.
- Логика развития сюжета, управление интригой.
- Правильное оформление сносок. Работа с цитированием внешних баз данных.
- Выбор протагониста и антагониста (и их клевретов). Откуда (и зачем) брать их силу и слабости.
"Как мыслить как преступник".
Основы диверсионного анализа для решения писательских задач
Ведущий семинара Максим Макаренков . Журналист, редактор, автор ряда романов и сборников рассказов. Преподаватель Университета нефти и газа им. Губкина (курс «Системное и критическое мышление»),
Программа семинара
- Короткое вступление - что такое диверсионный анализ, почему его нельзя сводить только к фразе "мыслить как преступник". О том, зачем мы его преподаем специалистам по безопасности, и как его можно применять где угодно.
- Коротко - классический алгоритм решения задач методом диверсионного анализа. С особым упором на первый шаг - формулировку инвертированной (обращенной) задачи. Подробнее о том, насколько важно правильно сформулировать вопрос - в том числе, при работе над текстом. И как важно его формулировать максимально подробно. И, что формулировки "Я хочу написать роман о нелегкой судьбе юной девушки в гареме султана межгалактической империи, и ее восхождении к трону" категорически отличается от формулировки "я малоизвестный писатель, у меня вышли два романа-боевика, но хочу продать издателю душераздирающий ромфант" кардинально различаются и влекут за собой совершенно разные инвертированные задачи. И цепочки последующих поисков тоже.
- О следующих шагах решения задачи - поиск известных методов решения инвертированной задачи, то есть, разрушения, уничтожения, поиске по т.н. "фондам эффектов", поиск своего решения.
- Отдельный важный момент - маскировка найденных вредных эффектов, зачем это нужно.
- А, теперь, решаем прямую задачу - уже обладая полной информацией о возможных проблемных местах и методах воздействия на них. В том числе - новых, никому еще не известных. То есть, "подстилаем соломку".
- Игра. Скажем, такая - Дано: высокоразвитая цивилизация, основанная на законах социальной справедливости. Она ведет разработку принципиально нового вида транспорта - мгновенного перемещения. Вы - агент враждебных, сил, ваша задача затормозить разработки. Вы внедрены в высокие круги администрации той цивилизации. Ваши действия? При условии, что вы не должны привлекать к себе внимания и действовать только формально законными методами.
24 января
Мифологические миры в фантастике.
Как грамотно пользоваться мифологической основой для создания авторских произведений
Ведет семинар Анна Гурова, известный петербургский писатель, работающий преимущественно в жанре мифологического фэнтези.
Мифология – глубинный источник большой части фантастики, в первую очередь фэнтези. Давайте же разберемся, откуда именно мы черпаем вдохновение.
Как устроены мифы, в чем их смысл, и зачем они авторам фантастики?
Как грамотно и красиво обыграть древний миф?
Как, понимая его принципы и структуру, создать свой собственный миф?
Мы увидим, как это делается, на примере нескольких известных произведений в жанре фэнтези. А также поговорим о том, как НЕ надо работать с мифом, чтобы красивая героическая история не превратилась в пародию или унылую стилизацию.
Формализация отношений между автором и издателем
Cеминар. Ведущий Олег Колесников, переводчик, издатель, основатель компании «ЛитРес».
В программе семинара
- На что обращать внимание в договоре.
- Можно ли настаивать на каких-либо изменениях в договоре.
- Особенности сложившейся практики
- Правовой статус публикации на сайте в интернете
25 января
Утром - занятия в лабораториях, днем - экскурсия в музей РРК "Энергия" (см.ниже)
26 января
«Принципы создания игровых миров»
Лекция. Ведущий: Сергей Чекмаев, писатель, сценарист.
Раньше писатель создавал выдуманный мир сам, в дебрях своего необузданного воображения, но теперь, когда литература принимает активное участие в создании киновселенных, игровых миров и межмедийных сеттингов, труд автора во многом опирается на маркетинговые исследования и предпочтения заказчика.
Какова же теперь роль писателя в миростроительстве и кто он вообще такой – поденщик, наемный рабочий или все-таки все еще творец?
Веселые рассуждения и срыв покровов с неизвестных сторон дизайна сеттингов в рассуждениях сценариста mail.ru, Nival, Pixonix, G5, Bitbox Сергея Чекмаева. Доклад ориентирован в первую очередь на активно пишущих литераторов, а также на всех остальных – от фэна до издателя – кто хочет понять принципы построения популярных сеттингов, независимо от возраста, пола, квалификации и жанровых предпочтений.
Концепция: простые объяснения сложных вещей на примерах реальных проектов, как популярных, так и провалившихся с треском.
- Что такое сеттинг?
- «Библия мира» – рабочее пространство и исходный материал.
- Выдуманные миры и маркетинг, кто диктует правила: рынок или автор?
- Продвижение вселенной. Почему автор больше не может быть затворником в башне из слоновой кости?
- Сценарий и нарративный дизайн компьютерных и настольных игр. Где они прячутся, когда их не видно?
- Подача мира. Кусочки мозаики как часть огромной вселенной.
- Культурный контекст. Национальные привязки и предрассудки. Замкнутый круг «местечковых игр».
- Локализация – перенос сеттинга в иное культурное пространство.
- Как превратить просчеты в фичи – реальные примеры из популярных вселенных.
27 января
Психология творчества. Как работает мозг писателя.
Семинар
Ведущий – Николай Желунов. Писатель, историк, политолог, системный аналитик. Дважды обладатель премии «Золотой Роскон». Автор видеоблога "Умное киноискусство".
В нашем обществе - множество умных, образованных, трудолюбивых, много читающих, думающих и пишущих людей: почему же так мало из них становится успешными писателями? Почему неумолим «Закон Старджона»? Как мозг работает с информацией - и преобразует ее в творческий акт? Всякое ли творчество - искусство? Эго-состояния личности - и их связь с видами творческой активности. Роли сознания и подсознания.
Современный читатель. Кто виноват и что делать?
Ведущий: Вячеслав Бакулин, начальник отдела фантастики издательства «Эксмо»
YA, NY и прочие страшные аббревиатуры современности: Что сейчас читают в бумаге, что в цифре и каков прогноз на будущее?
Мероприятия Фонда поддержки военно-патриотического кино
Киноадаптация художественного произведения.Семинар Фонда поддержки военно-патриотического кино
Ведущий – Алексей Гравицкий, писатель, сценарист, продюсер
Редакционная коллегия Литмастерской совместно с ФПВПК отберет несколько текстов из участвующих в Литмастерской, имеющих перспективы для экранизации при поддержке ФПВПК. Во время специальных семинаров авторы данных произведений получат рекомендации по киноадаптации художественного текста в сценарий, этапах и принципах работы над сценарием. На ряд произведений ФПВПК приобретет опцион на экранизацию.
Лекция «Психологические особенности и технологии создания художественного образа в условиях цифрового общества»
Лектор: Долгих Александра Георгиевна – доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, заведующий лабораторией психологии театральной деятельности Психологического института РАО, кандидат психологических наук,
На лекции будут раскрыты психологические особенности современных читателей и зрителей. Будут разобраны наиболее эффективные психологические технологии создания художественного образа, сюжета, диалогов и способов коммуникации героев.
Данная лекция поможет писателям и сценаристам учитывать возрастные и индивидуальные особенности целевой аудитории для создания наиболее правдоподобных и органичных образов, обеспечить идентификацию читателя с героями и добиться максимального эффекта для эмоциональной и когнитивной сфер читателей.
Интеллектуально-развлекательные мероприятия
23 января
Литературный баттл!
Объединяет традиции рэп-баттлов и поэтических и прозаических слэмов!
Литература может быть азартной!
Ведущий Андрей Щербак-Жуков – победитель Первого Волошинского прозослэма, участник и финалист Московских поэтических слэмов, поэт, прозаик, заместитель ответственного редактора приложение «Ex libris» к «Независимой газете.
Правила баттла:
- Все желающие принять участие в литературно-художественных соревнованиях должны предварительно высказать своей желание. То есть записаться.
- Ведущий баттла проводит жеребьевку, разбивая всех записавшихся по парам.
- Ведущий вызывает на сцену участников попарно.
- У каждого ровно 3 (три) минуты, за которые необходимо максимально артистично и выразительно прочитать короткий текст любого жанра. Это может быть законченная фантастическая миниатюра, а может быть и яркий отрывок из большого произведения. Может быть - стихотворение, может быть – несколько коротких текстов. Главное, уложиться в 3 минуты. За каждую минуту сверх регламента будут начисляться штрафные баллы.
- После каждого выступления все зрители и слушатели, кроме двоих выступавших, простым голосованием определяют победителя в каждой паре по двум параметрам – качество текста и артистизм исполнения. Баллы (число проголосовавших) победителя записываются.
- Во Втором раунде правила те же. Три минуты. Любой текст – прозаический ли, поэтический ли – но уже обязательно другой. Оценки также по двум параметрам. Проигравшие в Первом раунде и выбывшие из игры голосуют наравне с остальными. Только теперь баллы победителя суммируются с теми, что были получены им в Первом раунде.
- При необходимости проводится Третий раунд. Баллы снова суммируются. И так по Габургскому счету, пока не останется один победитель.
- Набравший максимальный балл (количество проголосовавших) в сумме за все раунды объявляется победителем Литературного баттла и будет напечатан в книжном приложении «Ex libris» «Независимой газеты».
24 января
Концерт Сергея Калугина и группы «Оргия праведников» (акустический состав)
Творчество Сергея Калугина тесно связано с фантастикой и фэнтези. Многие его песни в жанре дарк-фолк стали культовыми в среде любителей фантастики и ролевой среде. Сергей Лукьяненко регулярно вставляет песни Калугина в свои романы («Линия грез», «Осенние визиты», «Новый дозор» и др.). Кавер на песню Сергея Калугина «Восхождение Черной Луны» стал заглавной темой сериала «Осенние визиты», снимаемого по одноименному роману Лукьяненко.
25 января
Экскурсия в музей РКК «Энергия»
Участники Литмастерской посетят знаменитый Музей ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королёва, встретятся с молодыми инженерами
«Открытый микрофон»
Концерт Игоря Бычкова (группа «Алоэ», г. Королев)/Открытый микрофон участников семинара
Участники литмастерской во время концерта исполняют свои песни, стихи и миниатюры
26 января
Экспресс-курс по правке "Снятие лексико-грамматической порчи"
Ведущая - Дарья Зарубина, писатель, журналист, литературный тренер, преподаватель русского языка с 15-летним стажем, кандидат филологических наук. Многократный призер конференции "Роскон".
Участники мероприятия повторяют основные лексические и грамматические нормы современного русского языка в процессе правки текста с намеренно внесенными типичными ошибками. Закрепление навыка обнаружения и исправления ошибок производится в игровой форме.
27 января
Фильм «Хронос»
Кинопоказ
Фильм представит сопродюсер проекта «Хронос» Эльбор Чернов
Представленный фильм – это киноальманах, состоящий из трех новелл, снятых по мотивам рассказов Кира Булычева: «Поломки на линии» и «Шум за стеной» по одноименным произведениям и «Временная связь» по мотивам рассказа «Можно попросить Нину?». Эти истории не связаны между собою сюжетно, однако их роднит особенное отношение к простым людям, а также к прошлому, настоящему и будущему нашей страны. Все три сюжета связаны с Великой Отечественной войной и подчеркивают неразрывную связь людей и судеб того времени с нашим настоящим. Сюжеты рассказов, написанных в 60–70-е годы прошлого века, перенесены в наши дни, однако сохранили специфический булычевский дух.
Сопродюсер проекта Эльбор Чернов расскажет о съемках четвертого фильма цикла, а также о работе студии с короткометражным фантастическим кино.