Семинары и мероприятия Литмастерской (зима 2023)
Работа в группах

Работа в группах

Работа с текстами участников в трех группах с 10:30 до 15:00 каждый день с 23.01 по 28.01 (25.01 занятие с 10:30 до 12:00).

Мастера групп:

Сергей Лукьяненко: Научная фантастика и конструирование будущего

Мария Семенова: Фэнтези и мистика

Михаил Ланцов: Историческая, альтернативно-историческая и «попаданческая» проза

Основные лекции и семинары

23 января

"О, Великий!".
Типичные ошибки начинающего автора

Ведущий: Алексей Махров, автор 20 фантастических романов, главный редактор издательства "Яуза".

Тема семинара: Разбор типичных ошибок начинающего автора, работа автора с издательствами, подготовка письма редактору, работа с текстом.

Программа семинара

  1. Как подготовить письмо в издательство. Типичные ошибки новичка
  2. Как написать синопсис.
  3. Как написать аннотацию.
  4. Как оформить "рукопись" (файл с текстом). Как выстроить систему иерархии заголовков.
  5. Как общаться с редактором, чтобы не вызвать у него негативных эмоций в свой адрес.
  6. Важность значения тайм-лайна при подготовке к написанию текста.
  7. Управление массивами данных: таблицы персонажей и другие инструменты.
  8. Что такое "локализация" места действия и как ее оформить.
  9. Внутренняя логика повествования и мотивация персонажей.
  10. Логика развития сюжета, управление интригой.
  11. Правильное оформление сносок. Работа с цитированием внешних баз данных.
  12. Выбор протагониста и антагониста (и их клевретов). Откуда (и зачем) брать их силу и слабости.

"Как мыслить как преступник".
Основы диверсионного анализа для решения писательских задач

Ведущий семинара Максим Макаренков . Журналист, редактор, автор ряда романов и сборников рассказов. Преподаватель Университета нефти и газа им. Губкина (курс «Системное и критическое мышление»),

Программа семинара

  1. Короткое вступление - что такое диверсионный анализ, почему его нельзя сводить только к фразе "мыслить как преступник". О том, зачем мы его преподаем специалистам по безопасности, и как его можно применять где угодно.
  2. Коротко - классический алгоритм решения задач методом диверсионного анализа. С особым упором на первый шаг - формулировку инвертированной (обращенной) задачи. Подробнее о том, насколько важно правильно сформулировать вопрос - в том числе, при работе над текстом. И как важно его формулировать максимально подробно. И, что формулировки "Я хочу написать роман о нелегкой судьбе юной девушки в гареме султана межгалактической империи, и ее восхождении к трону" категорически отличается от формулировки "я малоизвестный писатель, у меня вышли два романа-боевика, но хочу продать издателю душераздирающий ромфант" кардинально различаются и влекут за собой совершенно разные инвертированные задачи. И цепочки последующих поисков тоже.
  3. О следующих шагах решения задачи - поиск известных методов решения инвертированной задачи, то есть, разрушения, уничтожения, поиске по т.н. "фондам эффектов", поиск своего решения.
  4. Отдельный важный момент - маскировка найденных вредных эффектов, зачем это нужно.
  5. А, теперь, решаем прямую задачу - уже обладая полной информацией о возможных проблемных местах и методах воздействия на них. В том числе - новых, никому еще не известных. То есть, "подстилаем соломку".
  6. Игра. Скажем, такая - Дано: высокоразвитая цивилизация, основанная на законах социальной справедливости. Она ведет разработку принципиально нового вида транспорта - мгновенного перемещения. Вы - агент враждебных, сил, ваша задача затормозить разработки. Вы внедрены в высокие круги администрации той цивилизации. Ваши действия? При условии, что вы не должны привлекать к себе внимания и действовать только формально законными методами.

24 января

Мифологические миры в фантастике.
Как грамотно пользоваться мифологической основой для создания авторских произведений

Ведет семинар Анна Гурова, известный петербургский писатель, работающий преимущественно в жанре мифологического фэнтези.

Мифология – глубинный источник большой части фантастики, в первую очередь фэнтези. Давайте же разберемся, откуда именно мы черпаем вдохновение.

Как устроены мифы, в чем их смысл, и зачем они авторам фантастики?

Как грамотно и красиво обыграть древний миф?

Как, понимая его принципы и структуру, создать свой собственный миф?

Мы увидим, как это делается, на примере нескольких известных произведений в жанре фэнтези. А также поговорим о том, как НЕ надо работать с мифом, чтобы красивая героическая история не превратилась в пародию или унылую стилизацию.

Формализация отношений между автором и издателем

Cеминар. Ведущий Олег Колесников, переводчик, издатель, основатель компании «ЛитРес».

В программе семинара

  1. На что обращать внимание в договоре.
  2. Можно ли настаивать на каких-либо изменениях в договоре.
  3. Особенности сложившейся практики
  4. Правовой статус публикации на сайте в интернете

25 января

Утром - занятия в лабораториях, днем - экскурсия в музей РРК "Энергия" (см.ниже)

26 января

«Принципы создания игровых миров»

Лекция. Ведущий: Сергей Чекмаев, писатель, сценарист.

Раньше писатель создавал выдуманный мир сам, в дебрях своего необузданного воображения, но теперь, когда литература принимает активное участие в создании киновселенных, игровых миров и межмедийных сеттингов, труд автора во многом опирается на маркетинговые исследования и предпочтения заказчика.

Какова же теперь роль писателя в миростроительстве и кто он вообще такой – поденщик, наемный рабочий или все-таки все еще творец?

Веселые рассуждения и срыв покровов с неизвестных сторон дизайна сеттингов в рассуждениях сценариста mail.ru, Nival, Pixonix, G5, Bitbox Сергея Чекмаева. Доклад ориентирован в первую очередь на активно пишущих литераторов, а также на всех остальных – от фэна до издателя – кто хочет понять принципы построения популярных сеттингов, независимо от возраста, пола, квалификации и жанровых предпочтений.

Концепция: простые объяснения сложных вещей на примерах реальных проектов, как популярных, так и провалившихся с треском.

  1. Что такое сеттинг?
  2. «Библия мира» – рабочее пространство и исходный материал.
  3. Выдуманные миры и маркетинг, кто диктует правила: рынок или автор?
  4. Продвижение вселенной. Почему автор больше не может быть затворником в башне из слоновой кости?
  5. Сценарий и нарративный дизайн компьютерных и настольных игр. Где они прячутся, когда их не видно?
  6. Подача мира. Кусочки мозаики как часть огромной вселенной.
  7. Культурный контекст. Национальные привязки и предрассудки. Замкнутый круг «местечковых игр».
  8. Локализация – перенос сеттинга в иное культурное пространство.
  9. Как превратить просчеты в фичи – реальные примеры из популярных вселенных.

27 января

Психология творчества. Как работает мозг писателя.

Семинар

Ведущий – Николай Желунов. Писатель, историк, политолог, системный аналитик. Дважды обладатель премии «Золотой Роскон». Автор видеоблога "Умное киноискусство".

В нашем обществе - множество умных, образованных, трудолюбивых, много читающих, думающих и пишущих людей: почему же так мало из них становится успешными писателями? Почему неумолим «Закон Старджона»? Как мозг работает с информацией - и преобразует ее в творческий акт? Всякое ли творчество - искусство? Эго-состояния личности - и их связь с видами творческой активности. Роли сознания и подсознания.

Современный читатель. Кто виноват и что делать?

Ведущий: Вячеслав Бакулин, начальник отдела фантастики издательства «Эксмо»

YA, NY и прочие страшные аббревиатуры современности: Что сейчас читают в бумаге, что в цифре и каков прогноз на будущее?

Мероприятия Фонда поддержки военно-патриотического кино

Киноадаптация художественного произведения.Семинар Фонда поддержки военно-патриотического кино

Ведущий – Алексей Гравицкий, писатель, сценарист, продюсер

Редакционная коллегия Литмастерской совместно с ФПВПК отберет несколько текстов из участвующих в Литмастерской, имеющих перспективы для экранизации при поддержке ФПВПК. Во время специальных семинаров авторы данных произведений получат рекомендации по киноадаптации художественного текста в сценарий, этапах и принципах работы над сценарием. На ряд произведений ФПВПК приобретет опцион на экранизацию.

Лекция «Психологические особенности и технологии создания художественного образа в условиях цифрового общества»

Лектор: Долгих Александра Георгиевна – доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, заведующий лабораторией психологии театральной деятельности Психологического института РАО, кандидат психологических наук,

На лекции будут раскрыты психологические особенности современных читателей и зрителей. Будут разобраны наиболее эффективные психологические технологии создания художественного образа, сюжета, диалогов и способов коммуникации героев.

Данная лекция поможет писателям и сценаристам учитывать возрастные и индивидуальные особенности целевой аудитории для создания наиболее правдоподобных и органичных образов, обеспечить идентификацию читателя с героями и добиться максимального эффекта для эмоциональной и когнитивной сфер читателей.

Интеллектуально-развлекательные мероприятия

23 января

Литературный баттл!

Объединяет традиции рэп-баттлов и поэтических и прозаических слэмов!

Литература может быть азартной!

Ведущий Андрей Щербак-Жуков – победитель Первого Волошинского прозослэма, участник и финалист Московских поэтических слэмов, поэт, прозаик, заместитель ответственного редактора приложение «Ex libris» к «Независимой газете.

Правила баттла:

  1. Все желающие принять участие в литературно-художественных соревнованиях должны предварительно высказать своей желание. То есть записаться.
  2. Ведущий баттла проводит жеребьевку, разбивая всех записавшихся по парам.
  3. Ведущий вызывает на сцену участников попарно.
  4. У каждого ровно 3 (три) минуты, за которые необходимо максимально артистично и выразительно прочитать короткий текст любого жанра. Это может быть законченная фантастическая миниатюра, а может быть и яркий отрывок из большого произведения. Может быть - стихотворение, может быть – несколько коротких текстов. Главное, уложиться в 3 минуты. За каждую минуту сверх регламента будут начисляться штрафные баллы.
  5. После каждого выступления все зрители и слушатели, кроме двоих выступавших, простым голосованием определяют победителя в каждой паре по двум параметрам – качество текста и артистизм исполнения. Баллы (число проголосовавших) победителя записываются.
  6. Во Втором раунде правила те же. Три минуты. Любой текст – прозаический ли, поэтический ли – но уже обязательно другой. Оценки также по двум параметрам. Проигравшие в Первом раунде и выбывшие из игры голосуют наравне с остальными. Только теперь баллы победителя суммируются с теми, что были получены им в Первом раунде.
  7. При необходимости проводится Третий раунд. Баллы снова суммируются. И так по Габургскому счету, пока не останется один победитель.
  8. Набравший максимальный балл (количество проголосовавших) в сумме за все раунды объявляется победителем Литературного баттла и будет напечатан в книжном приложении «Ex libris» «Независимой газеты».

24 января

Концерт Сергея Калугина и группы «Оргия праведников» (акустический состав)

Творчество Сергея Калугина тесно связано с фантастикой и фэнтези. Многие его песни в жанре дарк-фолк стали культовыми в среде любителей фантастики и ролевой среде. Сергей Лукьяненко регулярно вставляет песни Калугина в свои романы («Линия грез», «Осенние визиты», «Новый дозор» и др.). Кавер на песню Сергея Калугина «Восхождение Черной Луны» стал заглавной темой сериала «Осенние визиты», снимаемого по одноименному роману Лукьяненко.

25 января

Экскурсия в музей РКК «Энергия»

Участники Литмастерской посетят знаменитый Музей ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королёва, встретятся с молодыми инженерами

«Открытый микрофон»

Концерт Игоря Бычкова (группа «Алоэ», г. Королев)/Открытый микрофон участников семинара

Участники литмастерской во время концерта исполняют свои песни, стихи и миниатюры

26 января

Экспресс-курс по правке "Снятие лексико-грамматической порчи"

Ведущая - Дарья Зарубина, писатель, журналист, литературный тренер, преподаватель русского языка с 15-летним стажем, кандидат филологических наук. Многократный призер конференции "Роскон".

Участники мероприятия повторяют основные лексические и грамматические нормы современного русского языка в процессе правки текста с намеренно внесенными типичными ошибками. Закрепление навыка обнаружения и исправления ошибок производится в игровой форме.

27 января

Фильм «Хронос»

Кинопоказ

Фильм представит сопродюсер проекта «Хронос» Эльбор Чернов

Представленный фильм – это киноальманах, состоящий из трех новелл, снятых по мотивам рассказов Кира Булычева: «Поломки на линии» и «Шум за стеной» по одноименным произведениям и «Временная связь» по мотивам рассказа «Можно попросить Нину?». Эти истории не связаны между собою сюжетно, однако их роднит особенное отношение к простым людям, а также к прошлому, настоящему и будущему нашей страны. Все три сюжета связаны с Великой Отечественной войной и подчеркивают неразрывную связь людей и судеб того времени с нашим настоящим. Сюжеты рассказов, написанных в 60–70-е годы прошлого века, перенесены в наши дни, однако сохранили специфический булычевский дух.

Сопродюсер проекта Эльбор Чернов расскажет о съемках четвертого фильма цикла, а также о работе студии с короткометражным фантастическим кино.